Игорь Алексеевич Волков работал в Енотаевской школе учителем истории. После выхода на заслуженный отдых вел активную патриотическую работу среди учеников школы. Накануне дня памяти о Владимире Лазариди учитель поделился с музеем фотоматериалами и рассказал корреспондентам районной газеты о трагических днях декабря 1984 года.
«ПЕРВЫЙ СНЕГ ЕГО ПОСЛЕДНЕЙ ЗИМЫ»
Все в этом мире от земли, от солнца, от матери… В то морозное декабрьское утро 1984 года прозвенел звонок на второй урок. Александра Кузьминична, пропустив двух запоздавших учеников, закрыла дверь. Я спустился на первый этаж. Навстречу мне шли представители администрации, райкома комсомола и военкомата. Почему такая солидная делегация и прямо с утра пришла в школу? Тревожное чувство не обмануло меня. Вернувшись минут через десять, увидел, как из кабинета под руки выводят Александру Кузьминичну… Погиб ее единственный сын лейтенант Владимир Лазариди. Ему исполнилось 29 октября 24 года.
В августе Володя приезжал в краткосрочный отпуск домой. 27 августа на третьем этаже новой школы встретил двух высоких, стройных военных. Оба лейтенанты, а тот, что повыше Владимира, был его сослуживцем. Мне они сказали, что пришли посмотреть новую школу. Обстановка на наших южных границах была тревожная. В Афганистане шла война. Мать все понимала и хотела, чтобы сын попросил командование оставить его, так как он единственный у нее. Володя сказал, что он офицер, давал присягу и поступить по-другому не может. В 1995 г. мне пришлось оформлять Зал Боевой Славы к 50-летию Победы. Одна из экспозиций была посвящена Владимиру Лазариди. Мать Володи предоставила фотографии, письма, вещи сына, а также орден Красной Звезды. Она предлагала взять все это для музея, но я отказался, так как ничего, кроме этих святынь, у матери не осталось. Письма кратко законспектировал (делал выписки), а с ордена Красной Звезды сделал его увеличенную гипсовую копию. В 1998 г. Александра Кузьминична впервые согласилась на встречу в музее. Мы очень волновались, как это все пройдет. Тяжело было матери рассказывать о ее любимом сыне, но она сделала это достойно, с чувством особой гордости за то, что воспитала настоящего человека, гражданина, героя. В школе действовала с 1995 по 2010 гг. группа «Поиск». Ребята оказывали посильную шефскую помощь, ухаживали за могилой ее сына. Ежегодно 11 декабря лекторская группа ребят для учащихся всех классов рассказывала о жизненном пути Владимира Лазариди, о его подвиге. 29 октября 2010 г. Володе исполнилось 50 лет. Александра Кузьминична попросила, чтобы я пришел. Вспоминали, перечитывали письма сына, его товарищей, сослуживцев. Писем из Афганистана было несколько. В одном из них он просит передать привет Сане Михайлову, другу его детства. Когда надо было чем-то помочь матери, я звонил ему или при встрече упоминал: «Саша, страница 96… (в книге Памяти)». «Все понял», - отвечал он. Последнее письмо датировано 15-м ноября и умещалось всего лишь на одной страничке тетрадного листа. «… а тут, в горах, выпал снег…», - писал он. Это был первый снег его последней зимы. Погиб солдат, выполняя свой интернациональный долг. Хоронили Володю в сильный мороз. На енотаевском кладбище был траурный митинг. Похоронили его в одной могиле с отцом с воинскими почестями под оружейные залпы. В 2005 г. открылся районный краеведческий музей. Александра Кузьминична передала на хранение парадную шинель и китель сына. Орден Красной Звезды остался у родственников в г. Волгоград. Гипсовая его копия находится в Зале Боевой Славы в новой школе.
30 апреля 2011 г. не стало матери Владимира. Она не дожила ровно месяц до своего 80-летия.
Во дворе дома, где жили простая учительница и ее любимый сын, так и стоит высокий, стройный тополь, напоминающий об этих замечательных людях. Они ушли в распахнутые двери, в мир, полный света, солнца и добра. Не пришел солдат с той войны и не сказал матери долгожданных слов:
Здравствуй, мама, я приехал,
Под окнами повзрослела рябина.
Все до боли знакомое, все до боли любимое,
Детство шалое бегало у реки, в огороде…
Вспоминаю, что пройдено, что сумел я осилить.
Городок мой, ты родинка на щеке у России.
И снова над Енотаевкой кружится белый снег. Опять по земле идет зима. Уже который год она приходит без Владимира Лазариди.